Книги

Журнал "Москва" 4/2015. Чудо любви

Журнал "Москва"

Новая книга Ольги Покровской посвящена актуальным для современного мегаполиса темам одиночества, непонимания, душевной черствости и отсутствия тепла в отношениях между людьми. В произведениях этого сборника безмерно много отчаянной боли, но, контрастируя с ней, повсюду пробиваются ростки и отблески живого участия, сострадания, искреннего неравнодушия. Автор ясно показывает, что живительный свет любви имеет свой источник в человеческих душах, слабых, растерянных, порой откровенно замусоренных суетой и современными стереотипами правильной жизни. А стереотипы эти тем и плохи, что подменяют подлинную жизнь набором глянцевых клише, которые, обещая все, на самом деле ничего не гарантируют, даже простого душевного покоя. Что уж говорить об истинном счастье... Вот в рассказе «Орел Варя» молодая одинокая мама ищет личного счастья, воспринимая собственную маленькую дочь только как средоточие постоянных неприятностей. А малышка спасается от обид и отчаяния тем, что воображает себя сильным и прекрасным орлом из любимого мультика. И так ли сильно детские фантазии отличаются от маминых метаний между гороскопами и грезами о пресловутой сладкой жизни? «До встречи с Марком оставалось еще четыре часа. Люба вернулась домой и размазала время между мытьем головы и подготовкой к уроку, напрягая все силы души, чтобы не выпасть из настроения. “Даже не сомневайся, пробьемся! Будут любить! И не какие-нибудь придурки, а нормальные, нормальные, Варька, люди!” — декламировала она вслух, хотя и знала подспудно: сколько ни упирайся в добычу любви, этот сладостный дар не выбьешь упрямством. Его приносят феи. Но, быть может, удастся приманить этих существ на воздушные лакомства — духи, стихи, мечты?..» Мир вроде бы взрослого человека предстает начисто лишенным рациональности, в том числе и той ее части, которая обычно называется мудростью и настоятельно рекомендует ценить то хорошее, что в твоей 214 МОСКОВСКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ жизни уже есть. В самом деле, о каком одиночестве, о каком ожидании чудес может идти речь, если рядом такая чудесная малышка, родная доченька? Но нет, неистощимый источник душевного тепла и радости остается невостребованным, а фантазии девочки воспринимаются лишь как повод для раздраженных окриков. И только глубокое потрясение все ставит на свои места. «Люба остановилась посередине двора, слушая разноголосый шум, глядя в искаженные лица и не понимая смысла творящегося. Единственное, что доходило до ее сердца: Бог каким-то образом отнял то, чем она пренебрегала. Маленького, толстого, умного, чуткого Орла отнял Бог!.. — Варя! — орала она, нарезая бессмысленные круги вокруг здания. — Варя! Варька! Где ты есть! Отзовись сейчас же! Ей казалось, она кричит на всю планету. От ее крика сходят лавины, рушатся дома, взрываются заводы и электростанции. — Послушайте, а может, она полезла куда-нибудь наверх? На чердак? Она же орел!» Рассказ «Собака-Конь» тоже построен вокруг судьбы маленькой девочки, которая оказалась единственной в семье, кто сумел понять озлобленную и несчастную псину, которую хоть и приютили родители Люси, но освоиться в новой жизни не помогли. И опять возникает вопрос о взрослой рациональности: добрый поступок не получает необходимой разумной составляющей, а потому Собака никак не может вписаться в размеренное бытие. Понимает ее только девочка Люся, ну и еще соседский мальчик. «Собака любила мандарины, морковку и огурцы. Она вставала на задние лапы и прихватывала протянутый кусочек. Если же предлагали мясное, атака на угощение порою сопровождалась клацаньем зубов. Маму возмущал этот звук, а Люся ему радовалась. Она знала: таким вот бубенчиком бряцает Собакино счастье...» Но, увы, не все так просто — нервная зверюга может покусать ребенка, и тут родители сочтут необходимым избавиться от опасного создания... Рациональность, малой толики которой так не хватало в начале, теперь оборачивается концентрированной безжалостностью, разрушившей потом и семью и чуть не сломавшей всю жизнь Люси. Спасительной оказывается любовь самого мальчика, выросшего, но сохранившего в сердце запас доброты, которой хватило и на заботливое внимание к Люсе, и на спасение старой Собаки, все-таки дожившей до новой встречи. Чудо любви предстает на страницах сборника снова и снова, в самых разных, но неизменно светлых обликах, будь то пробуждение умения от- крыть свое сердце людям, сострадание к братьям нашим меньшим или торжество великой силы подлинного искусства.

Вернуться к списку